«Коммерсантъ» об изменениях на рынке тестирования на коронавирус
05.08.2021
Экспресс-тесты на COVID-19, пользовавшиеся ажиотажным спросом в прошлогодний локдаун, теперь мало интересуют россиян. Продажи этой продукции в фармрознице во втором квартале 2021 года упали в среднем на 20%. Зато граждане, стремясь уехать на отдых в Турцию, стали чаще проводить тесты в медицинских лабораториях и клиниках. Это позволило многим компаниям увеличить выручку как минимум вдвое.
Продажи в фармрознице экспресс-тестов, при помощи которых покупатели самостоятельно могут определить наличие у них COVID-19, во втором квартале 2021 года в количественном выражении упали на 20% по сравнению с первым кварталом, сообщили «Ъ» в АСНА (объединяет около 12 тыс. аптек по всей стране). В «Ригла» и «36,6» не комментируют сложившийся тренд. Все опрошенные «Ъ» сети отказались называть оборот этого сегмента в денежном выражении.
Падение спроса в розничном сегменте на экспресс-тесты на COVID-19 и антитела к нему подтверждают гендиректор DSM Group Сергей Шуляк и директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Ажиотажный спрос на экспресс-тесты наблюдался весной и летом 2020 года, во время локадуна и после его снятия.
Господин Шуляк объясняет текущий спад спроса тем, что самостоятельно проведенные тесты не имеют юридической силы, что важно для выезжающих из страны и имело значение до отмены в Москве обязательных QR-кодов при посещении заведений общепита.
«Кроме того, — добавляет Николай Беспалов, — точность таких исследований оставляет желать лучшего».
Гендиректор компании «Авивир» (один из крупных дистрибьюторов тест-систем) Федор Куркин утверждает, что выручка компании от реализации экспресс-тестов на COVID-19, напротив, выросла на 50% год к году и продолжает увеличиваться, несмотря на общее падение цен на эти продукты на рынке. Он ожидает, что рост спроса на экспресс-тесты со стороны государственного и корпоративного сегмента произойдет в четвертом квартале этого года. Закупка и реализация этой продукции фармритейлерами тоже вырастет после того, как недавно Росздравнадзор одобрил проведение экспресс-тестов по слюне, прогнозирует господин Куркин. Спрос на новые экспресс-тесты по слюне может быть высоким со стороны крупных работодателей или, например, ритейлеров и отельеров, не исключает Сергей Шуляк.
В то же время заметный рост спроса среди россиян фиксируется на ПЦР-тесты, проводимые в медицинских лабораториях и клиниках.
В сети лабораторий «Инвитро» по итогам второго квартала 2021 года зафиксирован рост спроса на всю линейку тестов, связанных с COVID-19, более чем на 100% по сравнению с первым кварталом. В «Хеликсе» рост числа заказов на ПЦР-тестирование во втором квартале оценили в 15%, на антитела — на 66%. Там уточнили, что в июне по сравнению с маем в 2,5 раза вырос спрос на антигенный тест на COVID-19, который выполняется быстрее и стоит почти в два раза дешевле, чем ПЦР.
В сети медицинских клиник ГК «Медси» количество тестирований на коронавирус во втором квартале выросло в 3,5 раза по сравнению с первым кварталом. Выручка сети от таких исследований выросла во втором квартале в два раза, добавили там.
Клиники и лаборатории продолжают увеличивать выручку от проведения анализов на коронавирус, несмотря на то, что им пришлось под давлением Федеральной антимонопольной службы снизить примерно до 2 тыс. руб. проведение одного лабораторного исследования. Такое ограничение никак не сказалось на бизнесе отраслевых компаний, соглашается Дмитрий Шуляк.
Заместитель гендиректора «Хеликса» Дарья Горякина отмечает, что пик спроса на антигенные тесты в лабораториях пришелся на июнь, когда Турция стала признавать такие анализы для въезда в страну российских туристов.
Игроки рынка прогнозируют, что спрос на тестирования снизится осенью этого года, а очередной всплеск произойдет уже зимой. В «Ситилабе», напротив, ожидают падение спроса на тесты в ноябре-декабре этого года, если не произойдет новый всплеск заболеваемости.
Источник: Коммерсантъ
Загрузить ещё